Важнейшей
задачей музыкального воспитания детей раннего возраста в нашем ДОУ является
формирование ведущего компонента музыкальности - развитие эмоциональной
отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений,
образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном
исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.
Дети раннего
возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они
испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь
оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену
настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека.
Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно;
достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать
состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих
чувств, эмоций, переживаний.
Занимаясь
музыкой с детьми группы раннего возраста, мы не ставили задачу развития
собственно музыкальных способностей детей. Наша цель заключалась в том, чтобы
стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные
игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства
ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное,
помочь благоприятно адаптироваться к детскому саду.
Все
занятия мы проводим в игровой форме. Эффективность восприятия и усвоения материала
обеспечивалась единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов
деятельности.
Занятия
музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание
музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные (контактные) игры; игровой
массаж; подвижные игры; музыцирование на детских музыкальных инструментах.
Наличие
образно-игровой основы на музыкальных занятиях соответствует возрастному этапу
развития детей и задачам по коррекции их поведения. Фронтальные методы работы
обязательно сочетаются с индивидуальными. В данной работе используется
репертуар: - «Догони зайчика» Е.Тиличеевой, «Мышки и кот» Т.Бабаджан, «Мячик»
Р.Рустамова, «Пляска-приглашение» В.Журбинской. В зависимости от содержания
музыкального материала привлекаем к работе гиперактивного ребенка или,
наоборот, неконтактного, что в свою очередь помогает таким детям быстрее
включиться в работу.
Эффективность
в заинтересованности ребёнка в продуктивной деятельности имеет использование
игровых сюжетов, основанные на игровом образе воспитателя (музыкального
руководителя), который в течение всего занятия находится в разных ролях:
бабушки, кота, курицы-наседки, мамы-мышки, мамы-кошки и другие. В данном методе
используется репертуар: «Ладушки» Н. Римского-Корсакова, «Ладушки» А. Лядовой,
«Ладушки» З. Левиной.
Для
выражения своей любви к ребенку, нежности, заботы, веры в его ум, силу,
красоту, исполняются песенки-зовы: («Ванечка хороший, Ванечка пригожий…», «Маша
черноброва… », «Даша - радость наша…» и т.д.), что всегда нравиться малышам.
Наибольшего эффекта, мы достигаем при помощи индивидуального общения с
ребенком, поэтому при проведении игр и занятий по возможности чаще обращались к
каждому ребенку в отдельности. Упражнение
«Ладошечка»
Это
упражнение способствует установлению теплых, доверительных отношений между
педагогом и ребенком.
1. Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
2. На — ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
Я поглажу тебя по ладошечке.
2. На — ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
Игры и задания на
развитие координации движений и мелкой моторики. Это исполнения песни с показом
действий, в которые входят малые фольклорные формы (потешки и прибаутки,
народные детские песенки), игры-сценки. Подбор упражнений заключается в
образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: игра кистями рук,
загиб пальчиков, движение рук вперед, изминение ритма движений соответственно
ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит»,
«часики тикают», «идет коза рогатая»). Этот способ способствует развитию мелкой
моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что
отражается на нормализации поведения детей.
Занятия
направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со
сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки,
обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. Коммуникативная игра «Здравствуйте
ладошки», игра – приветствие «Все на
ножки становитесь» Е. Железнова.
Исходя, из
выше изложенного практического опыта можно сделать вывод, что музыка в
состоянии помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение
ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря
восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок,
предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием
конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный
тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная
«подсказка», звучащая вовремя того или иного действия на занятии, стимулирует
навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению
добрых и положительных ассоциаций. Такое участие взрослого является наиболее
безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить
взаимодействие, а так же более тесные эмоциональные отношения, что в свою
очередь благоприятно влияет на адаптацию детей раннего возраста, дают им
богатый опыт общения, наполняет жизнь радостными и яркими впечатлениями.
Комментариев нет:
Отправить комментарий