понедельник, 14 ноября 2016 г.

Музыкальное воспитание детей раннего возраста

Важнейшей задачей музыкального воспитания детей раннего возраста в нашем ДОУ является формирование ведущего компонента музыкальности - развитие эмоциональной отзывчивости на музыку. На этом фундаменте ярких музыкальных впечатлений, образов, характеров базируется и развитие активности в детском музыкальном исполнительстве, и музыкально-творческие проявления детей.
Дети раннего возраста не очень хорошо говорят, действия их ограничены, но эмоций они испытывают порой больше, чем взрослые люди. И вот здесь бесценную помощь оказывает музыка. Сила ее заключается в том, что она способна передавать смену настроений, переживаний - динамику эмоционально-психических состояний человека. Детям не нужно долго объяснять, что чувствует человек, когда ему грустно; достаточно только сыграть грустную мелодию, и малыши начинают понимать состояние печали с первых тактов. Музыка помогает им осваивать мир человеческих чувств, эмоций, переживаний.
Занимаясь музыкой с детьми группы раннего возраста, мы не ставили задачу развития собственно музыкальных способностей детей. Наша цель заключалась в том, чтобы стимулировать общение детей посредством музыкальных занятий, ввести музыкальные игры и упражнения как средство развития у них слухового внимания, чувства ритма, пространственных представлений, координации движений и, самое главное, помочь благоприятно адаптироваться к детскому саду.
Все занятия мы проводим в игровой форме.  Эффективность восприятия и усвоения материала обеспечивалась единой сюжетной линией каждого занятия и частой сменой видов деятельности.

Занятия музыкой включают в себя: звукоподражание и подпевание; песенки; слушание музыки; пальчиковые и жестовые игры; телесные (контактные) игры; игровой массаж; подвижные игры; музыцирование на детских музыкальных инструментах.
Наличие образно-игровой основы на музыкальных занятиях соответствует возрастному этапу развития детей и задачам по коррекции их поведения. Фронтальные методы работы обязательно сочетаются с индивидуальными. В данной работе используется репертуар: - «Догони зайчика» Е.Тиличеевой, «Мышки и кот» Т.Бабаджан, «Мячик» Р.Рустамова, «Пляска-приглашение» В.Журбинской. В зависимости от содержания музыкального материала привлекаем к работе гиперактивного ребенка или, наоборот, неконтактного, что в свою очередь помогает таким детям быстрее включиться в работу.
Эффективность в заинтересованности ребёнка в продуктивной деятельности имеет использование игровых сюжетов, основанные на игровом образе воспитателя (музыкального руководителя), который в течение всего занятия находится в разных ролях: бабушки, кота, курицы-наседки, мамы-мышки, мамы-кошки и другие. В данном методе используется репертуар: «Ладушки» Н. Римского-Корсакова, «Ладушки» А. Лядовой, «Ладушки» З. Левиной.
Для выражения своей любви к ребенку, нежности, заботы, веры в его ум, силу, красоту, исполняются песенки-зовы: («Ванечка хороший, Ванечка пригожий…», «Маша черноброва… », «Даша - радость наша…» и т.д.), что всегда нравиться малышам. Наибольшего эффекта, мы достигаем при помощи индивидуального общения с ребенком, поэтому при проведении игр и занятий по возможности чаще обращались к каждому ребенку в отдельности. Упражнение «Ладошечка»
Это упражнение способствует установлению теплых, доверительных отношений между педагогом и ребенком.
1.  Дай ладошечку, моя крошечка,
Я поглажу тебя по ладошечке.
2.  На — ладошечку, моя крошечка,
Ты погладь меня по ладошечке.
Игры и задания на развитие координации движений и мелкой моторики. Это исполнения песни с показом действий, в которые входят малые фольклорные формы (потешки и прибаутки, народные детские песенки), игры-сценки. Подбор упражнений заключается в образности движений и восприятию их на эмоциональном уровне: игра кистями рук, загиб пальчиков, движение рук вперед, изминение ритма движений соответственно ритму музыки, длительности и громкости звука («паровоз стучит колесами, гудит», «часики тикают», «идет коза рогатая»). Этот способ способствует развитию мелкой моторики рук, координации движений, развитию внимания и памяти малышей, что отражается на нормализации поведения детей.
Занятия направлены на развитие коммуникативных качеств: умения общаться со сверстниками, выполнять вместе со всеми простые движения, исполнять песенки, обыгрывать с помощью жестов попевки и небольшие стихотворения. Коммуникативная игра «Здравствуйте ладошки»,  игра – приветствие «Все на ножки становитесь» Е. Железнова.

Исходя, из выше изложенного практического опыта можно сделать вывод, что музыка в состоянии помочь сбалансировать психо-эмоциональное состояние и поведение ребенка. Например, чересчур подвижный и расторможенный малыш, благодаря восприятию музыки, может успокоиться, а нерешительный и неконтактный ребенок, предприняв действия, продиктованные образно-эмоциональным состоянием конкретного музыкального сочинения, может значительно повысить свой собственный тонус, уровень бодрости. А также, в целом, музыкальная «подсказка», звучащая вовремя того или иного действия на занятии, стимулирует навык вслушивания в музыку, способствует развитию воображения, возникновению добрых и положительных ассоциаций. Такое участие взрослого является наиболее безопасным (не пугает и не настораживает ребенка) и дает возможность установить взаимодействие, а так же более тесные эмоциональные отношения, что в свою очередь благоприятно влияет на адаптацию детей раннего возраста, дают им богатый опыт общения, наполняет жизнь радостными и яркими впечатлениями.

Комментариев нет:

Отправить комментарий